Mark Mk V — британский тяжёлый танк времен Первой мировой войны. Как и предыдущие британские танки, выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» (англ. male) — со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» (англ. female) — с исключительно пулемётным вооружением.


Боевая масса, т    30 («самец»),28 («самка»)
Экипаж, чел.    8
История
Разработчик    Уолтер Гордон Вилсон
Производитель    Metro Cammell
Количество выпущенных, шт.    400
Основные операторы    Флаг Великобритании
Размеры Длина корпуса, мм    8060 Ширина, мм    3950 («самец»),3320 («самка») Высота, мм    2630
Бронирование
Тип брони    стальная
Лоб корпуса, мм/град.    6…14
Вооружение
Калибр и марка пушки    2 ? 57-мм «Гочкис» L/40 («самец»)
Пулемёты    4 * 8-мм «Гочкис» («самец»); 5 * 7,7-мм «Виккерс», 1 * 8-мм «Гочкис» («самка»)
Подвижность
Тип двигателя    карбюраторный («Рикардо», 6 цилиндров)
Мощность двигателя, л. с.    150 (при 1000 об/мин)
Скорость по шоссе, км/ч    6,5
Удельное давление на грунт, кг/см2    0,90
Преодолеваемая стенка, м    1,5
Преодолеваемый ров, м    4,5
Преодолеваемый брод, м    1,0


История создания


Новая модификация Mk V существенно отличалась от своих предшественников как внутренне, так и внешне. На ней установили четырёхскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый двигатель «Рикардо». Отныне машиной управлял один человек — удалось избавиться от бортовых коробок передач. Отличительным внешним признаком Mk V стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка. Радиатор устанавливался в одном блоке с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме установили ещё один пулемёт. Первые Mk V начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было создано 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».



Дальнейшее использование


Боевые машины Mk IV и Mk V — основные английские танки I мировой войны. Несмотря на множество недостатков, они успешно участвовали во многих сражениях и широко использовались в армиях других стран: 77 машин англичане передали французам 1 ноября 1918 года, несколько экземпляров были и в армии США. Трофейные Mk IV были в кайзеровской армии, а Mk V — в войсках интервентов и «Белой гвардии» в России. Некоторые из них были захвачены Красной Армией и названы «Рикардо», по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата (использовались до 1930 года). После I мировой войны только танки Mk V и Mk V* состояли на вооружении британской армии. Также танки были в армиях Польши, Японии, Латвии, Эстонии (до начала Второй мировой). Имеются сведения об участии танка в обороне Берлина.


Третья битва за Царицын


В ходе операции в июне 1919 года, закончившейся взятием города войсками Петра Врангеля, впервые в гражданской войне утром 17 июня одновременно концентрированно произошла атака 17-ти танков Первого танкового дивизиона, сформированного в Екатеринодаре, и 4 бронепоездов: Орёл, Единая Россия, Вперёд за Родину, Атаман Самсонов, в результате чего была полностью взломана оборона красных. Из танков, сформированных в четыре танковых отряда по 4 танка, восемь штук были тяжёлыми пушечными Mk V, а девять — лёгкими пулемётными, из которых в одном находился «из спорта» британский экипаж однорукого капитана Кокса.



Состоял на вооружении
США
Великобритания
Франция
Россия (Белая армия Деникина, Русская армия Врангеля)
РККА с 1919 (харьковская, затем лефортовская танковые эскадры РККА)

 

 

 Литература:british-mark-iv-tank

 информация взята из открытых источников сети интернет

 

tanky story