CA-1 Шнейдер (также CA-1 Шнайдер, фр. Schneider CA1) — французский пехотный танк времён Первой мировой войны. Первый французский танк и один из первых в мире серийных танков, создавался в качестве аналога первым английским танкам типа Mark I, однако, в отличие от них, использовал шасси трактора «Холт». С точки зрения более поздней конструкторской мысли, «CA-1 Шнейдер», как и современный ему танк «Сен-Шамон», являлись скорее САУ класса штурмовых орудий, нежели полноценными танками.



Танк производился несколькими сериями и принимал участие в боевых действиях второй половины Первой мировой войны, где показал себя достаточно неудачной машиной.

Классификация    Пехотный танк/средний танк
Боевая масса, т    14,6
Экипаж, чел.    6
История
Разработчик    Societe d’Outillage Mecanique et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA)
Производитель    Франция Schneider
Годы производства    1916—1918
Годы эксплуатации    1916—1921
(во Франции,
в Испании — до 1939)
Количество выпущенных, шт.    ~400
Основные операторы    Франция, Вторая Испанская Республика
Размеры
Длина корпуса, мм    6320
Ширина, мм    2050
Высота, мм    2300
Клиренс, мм    400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.    11,4
Борт корпуса, мм/град.    11,4
Корма корпуса, мм/град.    11,4
Днище, мм    5,4
Крыша корпуса, мм    5,4
Вооружение
Калибр и марка пушки    75-мм орудие Блокхаус-Шнейдер
Тип пушки    короткоствольная гаубица
Длина ствола, калибров    13
Боекомплект пушки    90
Дальность стрельбы, км    0,6
Пулемёты    2  8-мм Hotchkiss Mle1914
Подвижность
Тип двигателя    Schneider/Renault, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.    65
Скорость по шоссе, км/ч    4
Скорость по пересечённой местности, км/ч    2
Запас хода по шоссе, км    45
Запас хода по пересечённой местности, км    ~30
Удельная мощность, л. с./т    4,45
Тип подвески    жёсткая
Преодолеваемый подъём, град.    30—35
Преодолеваемая стенка, м    0,3—0,4
Преодолеваемый ров, м    1,7—1,8
Преодолеваемый брод, м    0,8


Разработка


Этот перевод статьи с другого языка требует улучшения .
Вы можете помочь улучшить перевод. Оригинал можно найти слева в списке языков.
Статья, целиком являющаяся машинным переводом, может быть удалена на основании критерия быстрого удаления С2.
Разработка гусениц
Компания «Schneider & Co» была ведущим производителем оружия во Франции. Получив заказ на разработку САУ, в январе 1915 года компания отправила главного конструктора, Эжена Брилье, исследовать гусеничные тракторы от американской компании Холта, в то время, участвующих в программе испытаний в Англии. По возвращении Брилье, который ранее принимал участие в разработке бронированных автомобилей для Испании, убедил руководство компании начать исследования по развитию Tracteur blinde et arme (бронированного и вооруженного трактора), на базе шасси Baby Holt.

Испытания тракторов Холта начались в мае 1915 г. на заводе Schneider с 75-сильным двигателем — на колесной модели и 45-сильным — на гусеницах Baby Holt, показав превосходство последнего варианта. 16 июня изделие показано Президенту Республики Раймону Пуанкаре, после чего заказано 10 бронированных гусеничных машин для дальнейших опытов. В июле 1915 программа Шнайдера была объединена с проектом бронированного резака колючей проволоки инженера Жюлем-Луи Бретона, машиной Breton-Pretot. Десять из пятнадцати машин были оборудованы кусачками.


Испытания в Суене


9 декабря 1915 на испытаниях в Суене опытный образец бронированного танка на шасси Baby Holt был продемонстрирован представителям французской армии. Среди зрителей был генерал Филипп Петен и Полковник Жан-Батист Эжен Эстиенн (1860—1936), артиллерист и инженер. Результаты танка опытного образца были превосходны, показывая замечательную подвижность в затрудненном ландшафте прежнего поля битвы Суена. Длина Baby Holt однако, была недостаточна для преодоления немецких траншей, что потребовало создания более длинных гусениц для французского проекта танка.


Предложение Эстиенна


Заключительный тест гусеницы, 21 февраля 1916, перед массовым заказом танка Шнайдера СА1 25-го.
12 декабря он представил Верховному командованию план сформировать бронетанковую часть, оборудованную гусеничными машинами. Этот план встретили с одобрением и в письме, датированном 31 января 1916, Главнокомандующий Жоффр заказал производство 400 танков типа, разработанного Эстиенном, хотя фактический производственный заказ 400 танков СА1 Шнайдер был сделан немного позже — 25 февраля 1916, по цене 56 000 французских франков за изделие. В январе было решено использовать шасси не Baby Holt, а более длинные 75 л.с. тракторы Холта; машина для этого должна была быть полностью изменена.


Описание


Современным взглядом танк едва узнаваем как таковой. У него отсутствует башня, и не очень мощное главное орудие — 75-мм системы «Блокхаус-Шнайдер» — располагается в верхней части лобовой детали. Два 8-мм пулемета Гочкиса служили дополнением к основному оружию. Другая неуклюжая особенность — выступ на лобовой детали корпуса, который изначально был разработан для смятия колючей проволоки, что на практике приводило к опрокидыванию танка. Боевое отделение для шести человек было слишком тесным. Двигатель мощностью всего 60 л.с. (на 45 кВт) обеспечивал максимальную скорость в 8 км/ч. Все это было защищено 11-мм бронелистами.


История эксплуатации


Поскольку заказы были более крупными, французы отстали от британцев — им потребовалось больше времени, чтобы построить более крупные фабрики. Первое применение танков — 16 апреля 1917 в Берри о-Бэке во время позорного Наступления Нивеля. Их первое наступление было сорвано заградительным огнём немецкой артиллерии. В 1918 эти устаревшие танки постепенно заменялись новым Renault FT-17. Производство завершено в августе 1918, всего построено 400 танков, включая опытные образцы. По крайней мере один Шнайдер был поставлен в Италию, которая после испытаний отменила план постройки 1500 Шнейдеров.


После Первой мировой войны



Демонстрация СА1 Шнайдер в Сомюре.
После войны танки были использованы как танковые тягачи и ремонтно-эвакуационные машины. Шесть были проданы в 1922 году Испании, с 1923 по 1926 год использовались в Марокко в ходе Рифской войны, уцелевшие 4 танка позднее приняли участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Единственный исправный танк помещен в музей в Сомюре. Он хранился в Абердинском Музее Артиллерии Испытательного полигона в Мэриленде, США и позже пожертвован Франции для восстановления.

 

 

 

 

информация взята из открытых источников сети интернет

tanky story