Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Классификация    Средний танк
Боевая масса, т    22
Экипаж, чел.    8
История
Производитель    Франция FAMH Forges et
Acieries de la Marine et d'Homecourt
Годы разработки    1916
Годы производства    1916—1918
Годы эксплуатации    1917—1919
Количество выпущенных, шт.    ~ 400
Размеры
Длина корпуса, мм    7910
Длина с пушкой вперёд, мм    8830
Ширина, мм    2670
Высота, мм    2360
Клиренс, мм    410
Бронирование
Тип брони    Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.    17
Борт корпуса, мм/град.    8,5
Корма корпуса, мм/град.    8
Днище, мм    5
Крыша корпуса, мм    5
Вооружение
Калибр и марка пушки    75-мм T.R.
или
75-мм мод. 1897
Длина ствола, калибров    36,3
Боекомплект пушки    106
Углы ВН, град.    -4°…+10°
Углы ГН, град.    8°
Пулемёты    4  8-мм Hotchkiss Mle1914,
7488 патронов
Подвижность
Тип двигателя    «Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.    90
Скорость по шоссе, км/ч    8
Скорость по пересечённой местности, км/ч    ~ 5
Запас хода по шоссе, км    60
Тип подвески    блокированная, с винтовыми пружинами
Удельное давление на грунт, кг/см?    0,79
Преодолеваемый подъём, град.    32
Преодолеваемая стенка, м    0,3—0,4
Преодолеваемый ров, м    1,8—2,4
Преодолеваемый брод, м    0,8


Создание



Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.
Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте ещё более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения


Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.


Применение в бою


В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие.



Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. человек только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков.[источник не указан 629 дней] Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия в строю осталось 72.

Из истории:



Сборка первого прототипа (заводской номер 414) проводилась на заводе в г.Сен-Шамон (Saint-Chamond), откуда и появилось широко известное название танка, хотя также встречается обозначение Н-16. Начавшиеся летом 1916 г. испытания новой машины принесли больше разочарований, чем успехов. Подвижность и проходимость танка на грунте оказалась даже хуже, чем у СА1, который в этом плане тоже не “блистал”. Пришлось увеличить ширину трака сначала до 412, а затем до 500 мм. Также переделали масляной радиатор и систему смазки, которые часто ломались, выводя из строя двигатель. Впоследствии улучшили изоляцию электрических трансформаторов, а выхлопную трубу вывели вдоль крыши на корму. Перед началом серийной постройки отказались от фальшборта, прикрывавшего на прототипе ходовую часть.
 
Серийный выпуск танков Saint-Chamond M1916 начали в конце 1916 г., спустя три месяца передав первые машины боевым частям. Впервые их попытались применить в ходе наступления Нивеля на рее Эн, запланированное на 16 апреля 1917 г. Сосредоточение техники в этом районе проводилось без соблюдения должной секретности, поэтому немецкая разведывательная авиация достаточно легко “вскрыла” район нахождения первых французских танков. Положение атакующих осложнилось ещё и тем, что все 48 прибывших танков М1916 вышли из строя по техническим причинам, поэтому в бой пошли только 132 СА1. Меткий огонь немецких орудий буквально накрыл французов, которые потеряли 76 машин. Можно сказать, “сен-шамонам” здесь повезло.
 
Не оставляя надежды на прорыв немецкой обороны у плато Лаффо французы решили задействовать в новом наступлении 19 СА1 1-й и 10-й танковых групп, а также 12 М1916 из 31-й группы. Продвинувшись по фронту шириной 3,2 км на глубину 500 метров танковые части потеряли шесть машин, но смогли удержать захваченные позиции. Это вселило определенную уверенность в боевые возможности “сен-шамонов”, которые были остановлены только глубокой грязью и 3-метровым рвом.

 

 

Последней операцией, в которой "Сен-Шамоны" участвовали в качестве боевых машин, стало наступление союзников 18 июля 1918 г. XI и XII полковые группы танков обеспечивали огневую поддержку 1-й Американской дивизии, а Х полковая группа - 38-й и 48-й французских дивизий. В течение суток напряженных боев материальная часть этих танковых соединений была полностью уничтожена. Наступала новая эпоха - в бой пошли легкие танки "Рено". Чтобы понять накал борьбы и тяжелейшие условия, в которых сражались французские танкисты Первой мировой, приводится следующая история о танковом экипаже "Сен-Шамона", рассказанная одним из офицеров армий Антанты: "Ночь 11-го июня 1918 года. Наша группа расположилась на опушке леса и готовится к сражениям следующего дня. Вдруг меня окликают: - Мой командир! Командир, повернитесь. На поле находится танк. Танк возвращается к нашим позициям. Все повернулись в ту сторону, откуда был слышен лязг гусениц. - "Шнейдер" или "Сен-Шамон"?- спросил Перре. - "Сен-Шамон",- ответил Майан.- Я узнал его по звуку двигателя. В тот же момент двигатель заглох, и танк остановился. - Давайте сходим и посмотрим, - сказал кто-то. Мы побежали туда, где стоял танк. Хотя нелегко было разыскать его темной ночью, машину все-таки нашли. - Мой командир! Здесь есть номер машины,- сообщил мне Тирион, артиллерист 3-й батареи.- Но дверь заперта и никто не отзывается! Мы увидели номер - 80341

Каилло, который ходил вокруг танка, крикнул: - Есть кто-нибудь внутри? Все слушали, но ответа не последовало. - Мой командир! Верхний люк открыт! - Посмотрите внутри!- ответил я. Тирион залез внутрь, и через несколько секунд раздался его крик: - О, мой Бог! Здесь только один человек из экипажа, но он весь в крови и мертвый и, похоже, что держит в руках рычаги управления. Взяв лампу, Майан тоже проник внутрь, а затем открыл дверь. - Здесь все погибли,- заключил он. - Четыре пулеметчика, стрелок, механик. Я думаю, водитель - лейтенант Блондель. Он умер последним".


Итог


Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжёлых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно вёлся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию[когда?] в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортёры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. Имеются сведения о приобретении некоторого числа танков "Сен-Шамон" Испанией.

 

 

 

 

информация взята из открытых источников сети интернет

tanky story