В 1937 г. на заводе №183 была развернута активная программа модернизации БТ-7, которая была направлена, в первую очередь, на улучшение его бронезащиты.

В соответствии с техническим заданием, выданным АБТУ, на харьковском заводе предстояло создать две новые модификации танка БТ-7ИС и БТ-9, при разработке которых учитывался опыт создания и испытаний БТ-5ИС конструкции Н.Ф.Цыганова. Фактическим руководителем работ был адъюнкт ВАММ им.Сталина военинженер 3-го ранга А.Я.Дик. От более раннего БТ-5ИС были заимствованы наклонные бортовые и лобовой лист корпуса, в то время как ходовая часть осталась практически без изменений. Бронирование танка усилили, доведя до 25-30 мм, что позволяло бы выдерживать обстрел пулями калибра 12,7-мм и снарядами калибра 20-мм. Было подготовлено несколько эскизных проектов БТ-7ИС и начато изготовление отдельных узлов танка, как вдруг летом 1937 г. практически все работы по модернизированным БТ остановились.

“Идейным вдохновителем” этого шага был известный в будущем конструктор М.И.Кошкин, который в январе 1937 г. возглавил танковый отдел “100” при КБ-190. По его мнению, быстроходный танк должен был иметь более толстую броню, усиленное вооружение и, что самое главное, только гусеничный ход. Но тогда ещё были сильны позиции сторонников колесно-гусеничного движителя и сразу перейти к машине абсолютно нового типа не получалось. В качестве временной меры Кошкин всячески стремился завершить проектные работы по БТ-7ИС и БТ-9, что в итоге ему удалось.

 Танк БТ-7ИС

    Танк БТ-7ИС

 

 

  Танк БТ-СВ-2

В это время в “верхах” зорко следили за ходом боевых действий в Испании, где советские БТ-5 и Т-26 показали безусловное преимущество перед итальянскими и немецкими машинами, но и сами очень часто становились жертвами полевой артиллерии и противотанковых орудий. Теперь усиления бронирования было не избежать, хотя для легких танков сделали небольшое исключение – им броня должна была выдерживать попадания 12,7-мм пуль. В свою очередь, для замены Т-26 и БТ предстояло создать более тяжелую машину с противоснарядной броней. Это решение было оформлено 13 октября 1937 г. в виде технических требований, выданных заводу №183 со стороны АБТУ. В течении трех месяцев конструкторской бригаде под руководством А.Я.Дика предстояло разработать три варианта шасси и изготовить два опытных образца нового танка.


С целью ускорения работ завод обязали выделить КБ в сентябре 8 лучших конструкторов-танкистов и 30 инженеров, а с 1 декабря – дополнительно ещё 20 человек.

В полученном ТТЗ оговаривались следующие характеристики танка, который получил обозначение БТ-20 и заводской индекс А-20.
1. Тип колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи
2. Боевой вес: 13-14 тонн
3. Вооружение: одна 45-мм или 76-мм пушка, три пулемета ДТ, огнемет для самозащиты. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку
4. Боекомплект: 130-150 снарядов дл 45-мм пушки или 50 снарядов для 76-мм пушки, 2500-3000 патронов для ДТ
5. Бронирование: лоб – 25 мм, коническая башня – 20 мм, борт и корма – 16 мм, крыша и дно – 10 мм.Броня вся наклонная с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°
6. Скорость на гусеницах и на колесах одинаковая: максимальная 70 км\ч, минимальная 7 км\ч
7. Экипаж 3 человека
8. Запас хода: 300-400 км
9. Двигатель: БД-2 мощностью 400-600 л.с.
10.Трансмиссия: по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после бортовых фрикционов)
11. Подвеска: индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины
12. Установить стабилизатор выстрела “Орион” и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 метров.


Для ускорения работ АБТУ выделило харьковскому заводу ещё нескольких специалистов, в результате чего новое КБ по составу оказалось сильнее главного. Начальником ОКБ был назначен А.Я.Дик, помощником начальника инженер П.Н.Горюн, консультантом АБТУ Е.А.Кульчицкий, начальниками секций В.М.Дорошенко (контрольная), М.И.Таршинов (корпусная), Горбенко (моторная), А.А.Морозов (трансмиссия), П.П.Васильев (ходовая часть). Таким образом настоящими прародителями будущей “тридцатьчетверки” были А.Я.Дик и Н.Ф.Цыганов, представившие свои проекты танков с наклонной броней задолго до М.И.Кошкина.

Главный конструктор решил развить идеи, ранее использованные на опытных танках БТ-ИС и БТ-СВ-2, а также в проектах БТ-7ИС и БТ-9 разработанных летом 1937 г. От них позаимствовали углы наклона бортовых бронелистов, отдельные элементы трансмиссии и ходовой части (гитара, расположение карданных валов и рессор, конструкция гитары, колесный привод). Кроме того, для улучшения распределения нагрузки А.Я.Дик предложил применить 5 опорных катков на борт. Работа этого коллектива была прервана в ноябре-декабре 1937 г. Это было связано с тем, что главный конструктор М.И.Кошкин организовал новое конструкторское бюро КБ-24, в состав которого вошли лучшие специалисты из КБ-190 и КБ-35. Разработка А-20 перекочевала к нему, где проект был несколько переработан.


Пока Кошкин проводил реорганизацию 28 апреля 1938 г. в Москве состоялось совещание, на которым рассмотрели проекты новых танков. По танку БТ-20 предлагалось изготовить макет к 1 октября, а 1 июня получить опытный образец. При этом с типом движителя руководство тогда ещё не определилось. Следующая демонстрация проекта среднего колесно-гусеничного танка А-20, а также его основного конкурента А-20Г (А-32), произошла 4 мая 1938 г. на расширенном заседании НКО СССР под председательством В.И.Молотова. Здесь также присутствовал И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, многие другие государственные деятели и представители оборонной промышленности. Более интересным выглядит факт приглашения на данное заседание танкистов, недавно вернувшихся из Испании.

Хотя тогда обстановка складывалась далеко не в пользу республиканцев само применение танков в абсолютно новых боевых условиях вызывало огромный интерес. В ходе возникшей дискуссии между сторонниками смешанного и гусеничного хода Сталин поддержал последних, хотя аргументы в пользу своей точки зрения они предоставили весьма спорные.

В августе проекты были рассмотрены Военным Советом, но даже тогда АБТУ отдавало явное предпочтение колесно-гусеничному варианту, делая ставку именно на него. Итогом совещания стало решение построить и испытать оба танка. Работу над рабочими чертежами и моделью танка завершили к 6 ноября, предоставив их госкомиссии. Спустя всего несколько месяцев, зимой 1939 г., произошла новая реорганизация конструкторских бюро, в ходе которой КБ-24, КБ-35 и КБ-190 объединили в одно подразделение – “отдел 520”, одновременно проведя слияние всех опытных цехов. Главным конструктором отдела, как и следовало ожидать, стал М.И.Кошкин, начальником КБ и заместителем главного конструктора — А.А.Морозов, заместителем начальника — Н.А.Кучеренко. Постройка опытного образца А-20 была завершена 26 мая 1939 г. Танк имел полностью сварной корпус из гомогенной брони марки ФД с толщиной бронелистов корпуса от 10 до 20 мм. Передний лобовой лист был расположен под углом 53°. Для А-20 была разработана совершенно новая башня на увеличенном на 70 мм погоне и толщиной бронелистов 20-25 мм. По конструкции она была подобна башне БТ-7, но по форме более напоминала башню опытного танка БТ-СВ-2. В ней устанавливалась 45-мм пушка 20К и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ монтировался в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа от люка механика-водителя. Боекомплект, состоявший из 152 снаряда и 2709 патронов, размещался к корпусе.

Целый ряд узлов и агрегатов с минимальными изменениями перешел от БТ-7. Колесный привод осуществлялся уже на 6 колес, а ширина гусеницы была расширена до 400 мм.

Масса танка, после проведения всех доработок, составила 18 тонн. Таким образом, танк А-20 по составу вооружения и массе несколько не вписывался в техническое задание 1937 г., но эти недостатки посчитали несущественными. С мая по июль 1939 г. танк проходил заводские испытания “намотав” 872 км (на гусеницах — 655, на колесах — 217). Среди выявленных дефектов наиболее существенными признали ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца), ненадежная работа системы смазки двигателя, бортовых фрикционов и тормозов, недостаточная обзорность из танка.

Дополнительно отметили необходимость усиления подшипников редукторов колесного хода. Полигонные испытания А-20 начались 15 июня 1939 г., когда танк был передан военному представительству АБТУ. Спустя месяц провели сравнительные испытания А-20 и А-32, в ходе которых обе машины показали хорошие характеристики. В качестве преимуществ “двадцатого” отметили лучшую подвижность и возможность танка передвигаться при повреждении одной гусеницы или двух опорных катков, чем А-32 похвастать не мог.

Слева направо: БТ-7, А-20, А-32, ранний Т-34
Слева направо: БТ-7, А-20, А-32, ранний Т-34


С другой стороны, А-20 обладал менее мощным пушечным вооружением и слабой броней, которая позволяла выдерживать попадания только 12,7-мм пуль. В отчете председателя военной комиссии полковника В.Н.Черняева была записано, что оба танка испытания прошли успешно. Так вопрос с выбором схемы шасси вновь стал актуальным. Тем временем А-20 прошел текущий ремонт и 5 сентября 1939 г. его отправили на полигон НИБТ для демонстрации членам правительства. Там же состоялся показ новых тяжелых танков Т-100, СМК и КВ, легких Т-26 (модернизированный, образца 1939 г.) и БТ-7М, и опытного среднего танка А-32. Более эффектно выступил А-32, однако отказываться от колесно-гусеничного танк АБТУ не спешило. Решение по этому вопросу приняли компромиссное – 19 сентября 1939 г. наркомат поставил перед правительством вопрос о принятии на вооружение обоих типов танков с возможностью постройки установочной партии А-20 из 10 машин к 1 января 1940 г., а с марта планировали начать их серийный выпуск по 2500 машин в год. За это время заводу №183 следовало устранить выявленные недостатки и подготовить производство. Однако в Харькове отреагировали на это решение отрицательно. Дело в том, что с 1940 г. завод переводился на выпуск танков А-34 и производство машин двух типов ему было не под силу. Руководство предприятия обратилось в наркомат с просьбой перевести выпуск А-20 на другой завод, а пока танкостроительный отдел подготовил рабочие чертежи и модернизировал танк, усилив его ходовую часть и внеся несколько других более мелких улучшений.

Работы по колесно-гусеничному танку продолжались вплоть до лета 1940 г., в соответствии с “Перечнем необходимых опытных работ на заводе №183”, но уже в июне судьба А-20 была окончательно решена. Производство установочной партии так и не состоялось, поскольку бесспорным фаворитом тогда считался А-34, позже переименованный в Т-34. Оказавшись невостребованным А-20 остался на подмосковном полигоне, где о нем вспомнили уже во время войны.

Надо сказать, что боевое применение А-20 носило скорее вынужденный характер, хотя этот танк проявил себя с лучшей стороны. В октябре 1941 г., когда немцы вышли на ближние подступы к Москве, из резерва начали вытягивать всю боеспособную технику. В их число попал и А-20. Танк был включен в состав отдельной роты, формировавшейся из машин находившихся в распоряжении полигона НИБТ. Командовал ротой капитан Семенов. У этого танкиста судьба складывалась неординарно. Семенов участвовал в гражданской войне в Испании и по возвращении на родину был приглашен на то самое заседание 4 мая 1938 г., где решалась проблема выбора нового танка для РККА. Войну он встретил под Волковысском, командуя тогда танковым батальоном входившем в 6-й танковый корпус. Потеряв к началу июля всю технику Семенов выбрался из окружения и был назначен командиром батальона только что образованной 22-й танковой бригады, где находился А-20. Кроме него бригада располагала танками Т-34 и БТ, так что “двадцатому” представился шанс сравниться в боевых условиях с “младшей” и “старшей” моделью. Бригада участвовала в наступлении на московском направлении, действуя в районе Павловской Слободы.

К сожалению, детальной информации об её действиях найти пока не удалось, однако точно известно, что 1 декабря танк А-20 был выведен из строя и отправлен в тыл для ремонта. Спустя три дня он вновь вступил в строй и числился в 22-й бригаде до середины декабря, поддерживая конницу Доватора. Здесь танк был вновь поврежден и эвакуирован в тыл. Что с ним случилось дальше – история умалчивает.

Источники: «Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Экспринт. 2002 И.Желтов, М.Павлов, И.Павлов, А.Сергеев, А.Солянкин. «Неизвестный Т-34». Экспринт. 2001 М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.». Яуза\Эксмо. 2006 М.Барятинский «Средний танк Т-34» («Бронеколлекция МК» 1999-03)

 

информация взята из открытых источников сети интернет

tanky story