Классификация    малый танк / плавающий танк
Боевая масса, т    3,3
Экипаж, чел.    2
История
Годы производства    1936—1939
Годы эксплуатации    1936—1945
Количество выпущенных, шт.    1420 Т-38 и 10 Т-38М
Основные операторы    Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм    3780
Ширина, мм    2330
Высота, мм    1630
Клиренс, мм    300
Бронирование
Тип брони    стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град.    9 / 10°
Лоб корпуса (середина), мм/град.    6 / 80°
Лоб корпуса (низ), мм/град.    9 / 20°
Борт корпуса, мм/град.    9 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.    6 / 80°
Корма корпуса (середина), мм/град.    9 / 20°
Корма корпуса (низ), мм/град.    9 / 60°
Днище, мм    4 / 80—90°
Крыша корпуса, мм    4
Лоб башни, мм/град.    8 / 0°
Борт башни, мм/град.    8 / 0°
Корма башни, мм/град.    8 / 0°
Крыша башни, мм    4
Вооружение
Пулемёты    1  7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя    рядный 4?цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.    40
Скорость по шоссе, км/ч    40
Скорость по пересечённой местности, км/ч    15—20 (на плаву — 6)
Запас хода по шоссе, км    250
Удельная мощность, л. с./т    12,1
Тип подвески    сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см?    0,45
Преодолеваемый подъём, град.    33°
Преодолеваемая стенка, м    0,5
Преодолеваемый ров, м    1,6
Преодолеваемый брод, м    плавающий

 

Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38[2]. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, советско-финской войны 1939—1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны.

История создания
Плавающий танк Т-37А, принятый на вооружение РККА в 1932 году и серийно производившийся с 1933 года, стал первой массовой советской боевой машиной этого типа. Однако уже первый опыт войсковой эксплуатации показал его многочисленные недостатки — слабые защищённость и вооружение (следствие водоходной способности), ненадёжность трансмиссии и ходовой части, недостаточную плавучесть, а также малый запас хода. Как результат, КБ завода № 37, занимавшееся разработкой плавающих танков, получило поручение на создание нового танка на базе Т-37А, лишённого наиболее существенных его недостатков. Главным конструктором новой машины стал Николай Александрович Астров, имевший к тому времени опыт в разработке опытного плавающего танка ПТ-1 и модернизации серийных Т-37А.

Работы над проектом танка под заводским индексом «09А» начались в конце 1934 года, а уже в июне следующего опытный образец машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на государственные испытания. Компоновка нового танка осталась в целом прежней, но башня теперь располагалась на левой половине корпуса, а рабочее место механика-водителя — на правой. Т-38 имел аналогичную своему предшественнику форму броневого корпуса, но стал значительно шире и ниже. Башня была заимствована у Т-37А без значительных изменений. Доработке подверглись также трансмиссия и конструкция тележек подвески.

Несмотря на все эти улучшения, на испытаниях новый танк опять показал низкую надёжность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее Т-38 явно превосходил своего предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний 29 февраля 1936 года был всё же принят на вооружение с незначительными доработками.

Серийное производство
Первая небольшая серия Т-38 была изготовлена на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в конце 1935 года, к 1 февраля 1936 года ГАЗ выпустил 40 танков, из которых военной приёмкой было принято 36 машин. На этом производство Т-38 на ГАЗе было окончено, а его выпуск был продолжен на заводе № 37 с весны 1936 года; к лету новый танк полностью сменил Т-37А на сборочных линиях. Со второй серии в конструкцию трансмиссии танка было внесено важное изменение — автомобильный дифференциал заменили на бортовые фрикционы. В сентябре — декабре того же года серийный танк, доработанный с учётом опыта прототипа, успешно прошёл испытания на гарантийный пробег. Вместе с тем, в отчёте о результатах испытаний отмечались прежние недостатки новой машины — малый запас плавучести, недостаточная энерговооружённость, склонность к сбросу гусениц, недостаточная амортизация подвески и неудовлетворительное размещение экипажа.

Всего к концу 1937 года было выпущено 1063 линейных Т-38 и 165 оснащённых радиостанциями. В 1939 году, уже после принятия на вооружение Т-38М, из задела бронекорпусов выпуска 1937 года были собраны дополнительные 112 линейных Т-38; таким образом, общее число выпущенных машин дошло до 1340.

Т-38М
Уже в 1937 году конструкторскому бюро завода № 37 поручили модернизировать танк, чтобы устранить выявленные недостатки, повысить его боевые качества, а также снизить стоимость за счёт унификации ряда деталей с лёгким полубронированным артиллерийским тягачом «Комсомолец». Однако ослабленное тогдашними репрессиями КБ (одним из их поводов послужили неудовлетворительные отзывы о Т-38 из армии), занятое работами по организации серийного выпуска «Комсомольца» и разработкой нового колёсно-гусеничного плавающего танка Т-39, не могло быстро выполнить поставленный приказ. Два опытных образца модернизированного Т-38 удалось подготовить к испытаниям только весной 1938 года. В этих машинах были реализованы следующие улучшения:

на 25 % была увеличена мощность силовой установки — вместо мотора ГАЗ-АА (40 л. с.) на танк установили 50-сильный двигатель ГАЗ-М-1;
трансмиссия (за исключением бортовых передач) была унифицирована с тягачом «Комсомолец»;
от «Комсомольца» также заимствовались ведущее колесо и тележки подвески;
введена новая гусеничная цепь с увеличенным гребнем и упрочнёнными пальцами;
для лучшего охлаждения мотора увеличено сечение воздухопритоков и поставлен радиатор от «Комсомольца»;
введено дублированное управление танком у командира машины;
установлен дополнительный топливный бак от тягача «Комсомолец»;
увеличен боекомплект пулемёта на 10 магазинов или 630 патронов.
Различия между опытными Т-38М-1 и Т-38М-2 имелись, но они не были большими. В частности, у Т-38М-1 по сравнению с Т-38 борт повысили на 10 см (соответственно водоизмещение на 600 кг), для уменьшения продольных колебаний машины ленивец опустили на 13 см, а также оснастили танк менее массивной радиостанцией. У второго опытного образца, Т-38М-2, высоту борта увеличили только на 7,5 см (водоизмещение — на 450 кг), а положение ленивца оставили прежним.

Хотя в целом эти улучшения дали на испытаниях ощутимый положительный эффект, там же вновь проявилось множество мелких дефектов в конструкции. Этого оказалось достаточно, чтобы главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров был арестован, и в отношении него началось следствие. В течение нескольких месяцев он доказывал свою невиновность, что, в итоге, возымело действие — с него были сняты обвинения, и он вернулся на свой пост главного конструктора завода № 37. Разработанный же под его руководством модернизированный Т-38М в январе 1939 года был принят на вооружение РККА. По своей конструкции серийный Т-38М был «гибридом» обоих опытных образцов — он имел корпус от Т-38М-1 с радиостанцией, но ходовая часть заимствовалась от Т-38М-2. Дополнительно Т-38М оснащался улучшенной башней, бо?льшим боекомплектом и огнетушителем.

Начало серийного выпуска Т-38М было запланировано на февраль 1939 года, но на пути возникли бюрократические препятствия в виде требуемых согласований с Народным комиссариатом обороны и Народным комиссариатом внутренних дел. По ходу этой переписки ГБТУ изменило свои взгляды на малый плавающий танк — отказалось от колёсно-гусеничного Т-39 и признало очень перспективным проект «010», разработанный на заводе № 37 под руководством и с прямым участием Н. А. Астрова. «Десятка» получила армейское обозначение Т-40 и по совокупности своих боевых свойств и модернизационного потенциала была несравнимо лучше, чем Т-38М. Поэтому выпуск последнего ограничился только 10 машинами в 1939 году, после чего завод-изготовитель окончательно переключился на разработку и доведение до серийного производства нового Т-40, окончательно прекратив работы по совершенствованию Т-38.

Дальнейшее развитие

Т-38, перевооружённый 20-мм пушкой ТНШ. Центральный музей Вооружённых Сил
Ввиду большого числа выпущенных Т-38, ряд сторонних по отношению к заводу № 37 конструкторов и организаций продолжали и дальше заниматься усовершенствованием машины. Направления технических поисков определялись в первую очередь недостатками танка, в частности, слабым вооружением и неэффективной подвеской. Для усиления огневой мощи Т-38М конструктор П. Шитиков разработал увеличенную коническую башню с крупнокалиберным пулемётом ДК. Опытный образец такой башни даже изготовили из неброневой стали, но впоследствии интерес к проекту исчез, и башню утилизировали на металл. На заводе № 185 инженер В. Куликов реализовал на одном из серийных Т-38 торсионную подвеску тележек, но из-за невозможности соосного использования длинных моноторсионов ему пришлось задействовать короткие составные торсионы. Короткий составной торсион показал недостаточно хорошие результаты и, несмотря на большую перспективу торсионной подвески в целом, такой её вариант был отвергнут.

Последними предложениями по усовершенствованию Т-38 были проекты по усилению его бронезащиты и огневой мощи уже после начала Великой Отечественной войны. Катастрофическая убыль танкового парка РККА заставила изыскивать пути повышения боевых качеств даже устаревших машин. Уцелевшие Т-38 планировалось перевооружить на 20-мм автоматическую танковую пушку ШВАК-Т (позднее обозначение ТНШ). 15 января 1943 года в адрес директора ОКБ-15 Б. Г. Шпитального пришло письмо из ГБТУ КА. Согласно ему, ремзавод №105 в Хабаровске получал заказ на перевооружение четырёхсот танков Т-37 и Т-38.Надо сказать, что информация с Дальнего Востока приходило, мягко говоря, нечасто. О том, когда именно были закончены работы по проектированию установки ТНШ в Т-37 и Т-38, информации нет никакой. Зато можно с уверенностью говорить о том, что с этим непростым заданием ремзавод №105 успешно справился. Установка более мощной пушки увеличила боевую массу танка всего на 100 килограмм, что позволило сохранить его плавучесть. Ремзавод провел и испытания, которые показали вполне удовлетворительные результаты. Сколько было переделано Т-37 и Т-38 точно неизвестно. Согласно отчёту помощника командующего БТ и МВ Дальневосточного Фронта инженер-полковника Рогачёва, к 1 января 1944 года было перевооружено 97 Т-37 и Т-38. За январь 1944 года удалось перевооружить ещё 2 Т-37 и 11 Т-38, за февраль было отгружено 10 Т-38 с новым вооружением. На этом отчёты БТРЗ №105 снова пропадают из переписки. Опираясь на эти цифры, можно говорить как минимум о 120 танках, хотя итоговое их количество может быть гораздо большим. 23 июля 1945 в адрес начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта Вершинина было направлено письмо от начальника НИИБТ Полигона генерал-майора Романова. В своём письме начальник полигона просил Вершинина отдать распоряжение бронетанковым и механизированным войскам Дальневосточного фронта о передаче в музей кроме прочих 8 танков и один «Т-38 с пушкой «ШВАК». Так этот танк оказался в фондах музея при НИИБТ Полигоне, а позже (в 1965 году) его передали в Музей Советской Армии, ныне Центральный музей Вооружённых Сил РФ.

Работы по авиадесантированию
Вместе с танкеткой Т-27 и более ранней моделью плавающего танка Т-37А, Т-38 в 1938—1939 гг. активно использовался в опытах по его авиадесантированию посадочным способом. Небольшие габариты и масса танка позволяли его перевозку под фюзеляжем тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 между тележками шасси. В таком виде танк был не один раз запечатлён на фотографиях конца 1930-х годов, в том числе и на войсковых учениях.

При десантировании Т-38 посадочным способом возник ряд специфических проблем — масса танка превышала максимальную бомбовую нагрузку ТБ-3, что давало высокий риск поломки шасси. Поэтому в 1939 году на Медвежьих озёрах под Москвой проводились опыты по сбросу этих танков с самолёта на водную поверхность. Сброшенный без экипажа танк Т-37А приводнился удачно, но затонул из-за незагерметизированных смотровых щелей. При попытке сброса Т-38 с экипажем приводнение прошло неудачно, танкисты получили травмы, хотя танк остался на плаву. В целом эти опыты выявили малую пригодность танка к десантированию на водную поверхность, и разработка технологии авиадесантирования танков Т-37А и Т-38 этим способом была прекращена. Перспективным считалось использование для целей авиадесантирования на воду нового плавающего танка Т-40 (предполагалось использование тяжёлого бомбардировщика Пе-8), но работы в этом направлении так и не вышли из стадии проекта.

В перспективе, аэротранспортабельность малых танков открывала возможности по качественному усилению воздушно-десантных частей РККА, однако в реальной боевой обстановке начавшейся войны авиадесантирование Т-38 почти не применялось, за исключением переброски 3 октября 1941 года нескольких Т-38 5-го воздушно-десантного корпуса по воздуху под Мценск по ходу битвы за Москву. Также стоит отметить, что такое использование лёгкого танка было одним из первых в мировой практике, но по ходу Второй мировой войны операции по переброске танков по воздуху выполнялись несколько иным способом — машины (в частности, британский лёгкий авиадесантный танк Mk VII «Тетрарх») перевозились внутри специально построенных большегрузных планеров.

Модификации
Т-38 — основная серийная модификация (1936—1937, 1939), выпущено 1175 машин.
Т-38РТ — радийный танк, оснащённый радиостанцией 71-ТК-1 (1937), выпущено 165 машин.
Т-38М-1 — опытный доработанный вариант (1938), с увеличенным на 600 кг водоизмещением, новой подвеской и двигательной установкой.
Т-38М-2 — опытный доработанный вариант (1938), аналогичный Т-38М-1, но с увеличенным лишь на 450 кг водоизмещением и иной подвеской.
Т-38М — улучшенная модификация (1938) с корпусом Т-38М-1, подвеской Т-38М-2 и улучшенной башней, выпущено не более 15 единиц.
Т-37 и Т-38 с 20-мм пушкой — модернизация вооружения танков. Установлена 20-мм пушка ТНШ-20. Планировалось модернизировать 400 танков. Работы проводились на ремзаводе № 105 в Хабаровске. Согласно отчёту помощника командующего БТ и МВ Дальневосточного Фронта инженер-полковника Рогачёва, к 1 января 1944 года было перевооружено 97 Т-37 и Т-38. За январь 1944 года удалось перевооружить ещё 2 Т-37 и 11 Т-38, за февраль было отгружено 10 Т-38 с новым вооружением. На этом отчёты БТРЗ №105 пропадают из переписки. Опираясь на эти цифры, можно говорить как минимум о 120 танках, хотя итоговое их количество может быть гораздо большим.
Описание конструкции
Т-38 имел стандартную для советских плавающих танков 1930-х годов компоновку. Отделение управления находилось в средней части танка и было объединено с боевым и моторным, трансмиссионное же отделение располагалось в носовой части. В кормовом отделении размещались системы охлаждения, топливный бак и привод гребного винта. Экипаж танка состоял из двух человек: механика-водителя, находившегося в правой части отделения управления, и командира, находившегося в смещённой к левому борту башне и выполнявшего также функции стрелка (в случае оснащения Т-38 радиостанцией — ещё и радиста).

Броневой корпус и башня

Схема бронирования Т-38


Бронирование Т-38 — равнопрочное, лёгкое противопульное. Броневой корпус Т-38 имел простую коробчатую форму и собирался при помощи заклёпок и сварки на каркасе из подкладных уголков из катаных листов броневой стали толщиной 4, 6 и 9 мм. Лоб корпуса состоял из верхнего листа толщиной 6 мм, расположенного под углом 80° к вертикали, и нижнего, толщиной 9 мм, расположенного под углом 20°. Борта, собиравшиеся из листов толщиной 9 мм — вертикальные, кормовая часть состояла из трёх листов: верхнего, толщиной 6 мм, расположенного под углом 80°, среднего и нижнего, толщиной 9 мм, расположенных под углом 20° и 60°, соответственно. Стенки рубки механика-водителя — толщиной 9 мм, лобовой лист рубки был расположен под углом 10°, борта и корма — вертикальные. Крыша и днище танка были образованы бронелистами 4-мм толщины, в лобовой части танка днище имело наклон 80°.

Башня Т-38 была без значительных изменений заимствована у Т-37А и собиралась по аналогичной корпусу системе из бронелистов толщиной 4 и 8 мм. Башня имела цилиндрическую форму с нишей в лобовой части и была расположена на левой половине отделения управления. Вертикальные стенки башни собирались из 8-мм броневых листов, горизонтальные же поверхности — из листов 4-мм толщины. Т-38 производился с двумя типами башен и корпусов, имевших незначительные различия в форме — производства Ижорского и Подольского машиностроительного заводов.

Для посадки и высадки командир танка и механик-водитель имели собственные люки, в крыше башни и рубки соответственно, механик-водитель имел также смотровой люк в лобовой части рубки. Несколько люков в крыше отделения управления и в лобовых и кормовых наклонных листах служили для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии.

Вооружение

7,62-мм пулемёт ДТ (снизу)
Всё вооружение Т-38 состояло из 7,62-мм пулемёта ДТ образца 1929 года, устанавливавшегося в шаровой установке в лобовом листе башни. Для наведения пулемёта использовался диоптрический прицел. Боекомплект ДТ состоял из 1512 патронов в 24 трёхрядных дисковых магазинах по 63 патрона, размещавшихся в укладках на левом борту корпуса и стенках башни. Установка пулемёта позволяла при необходимости его быстрое снятие для использования вне танка, для чего пулемёт комплектовался сошками.

Двигатель
Т-38 оснащался четырёхтактным рядным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. при 2200 об/мин. Рабочий объём двигателя составлял 3280 см?, топливом для него служил бензин второго сорта. Силовой агрегат, выполненный в едином блоке с коробкой передач, размещался в отделении управления между местами командира и механика-водителя, со смещением к правому борту и корме. Его пуск производился электрическим стартером МАФ-4001 или ножным пусковым механизмом. На двигатель устанавливался карбюратор «ГАЗ-Зенит». Радиатор системы охлаждения располагался в кормовом отделении танка по правому борту. Топливный бак ёмкостью 120 литров размещался в том же отделении, но по левому борту машины; запас горючего обеспечивал дальность хода по шоссе до 250 км. На модернизированном варианте Т-38М устанавливался более мощный двигатель ГАЗ-М-1 (50 л. с. при 2800 об/мин, рабочий объём 3285 см?).

Трансмиссия
Танк Т-38 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

однодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад), заимствованная от грузовика ГАЗ-АА;
карданный вал;
коническая главная передача;
два многодисковых бортовых фрикциона с сухим трением «сталь по стали» и ленточными тормозами с накладками из феродо;
два простых однорядных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией — механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места[15].

Трансмиссия модернизированного варианта Т-38М почти полностью, за исключением бортовых передач, была унифицирована с узлами и агрегатами трансмиссии гусеничного тягача «Комсомолец». Последняя имела аналогичную с Т-38 схему, но дополнительно оснащалась двухступенчатым демультипликатором от трёхосного грузовика ГАЗ-ААА.

Ходовая часть
Ходовая часть Т-38 с каждого борта состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков диаметром 400 мм, двух обрезиненных поддерживающих катков диаметром 180 мм, обрезиненного ленивца, по конструкции, за исключением подшипников и сальников, аналогичного опорным каткам, и одиночной ведущей звёздочки. Подвеска опорных катков — сблокированная попарно по схеме «ножницы»: каждый опорный каток устанавливался на одном конце треугольного балансира, другой конец которого крепился на шарнире к корпусу танка, а третий — соединялся попарно пружиной со вторым балансиром тележки. Гусеница Т-38 — двухгребневая, цевочного зацепления. Каждая из гусениц танка состояла из 86 литых стальных траков шириной 200 мм и шагом 87 мм.

Водоходный движитель и оборудование для движения на плаву

Т-38, вид сзади. Музей «Прорыв блокады Ленинграда». Хорошо видны винт и руль
Водоходный движитель включал в себя открыто установленный трёхлопастной гребной винт левого вращения, карданный вал между ним и редуктором отбора мощности от силовой установки танка. Гребной винт имел поворачивающиеся лопасти, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Поворот машины на воде осуществлялся с помощью пера руля. Для обеспечения безопасности движения на воде танк имел откачивающий насос. Однако мореходность танка была низкой, и насос далеко не всегда спасал машину в случае попадания воды — не раз Т-38 тонули при совершении манёвров на плаву или от набежавшей небольшой волны.

Противопожарное оборудование
Танк Т-38 не имел вообще никакого противопожарного оборудования из-за очень плотной компоновки, не оставившей в нём места для огнетушителя. Однако его модернизированный вариант Т-38М, впервые для советских малых танков, получил два небольших тетрахлорных огнетушителя за счёт увеличенного объёма бронекорпуса и улучшенного внутреннего размещения боеукладки. Вариант Т-38Ш также имел два тетрахлорных огнетушителя — стационарный, расположенный слева от механика-водителя, и переносной ручной. Тушение пожара в танке требовалось выполнять в противогазах — при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция частичного окисления с образованием фосгена — сильнодействующего ядовитого вещества удушающего действия.

Прицелы и приборы наблюдения
Для ведения стрельбы пулемёт ДТ оснащался диоптрическим прицелом, опытная пушечная модификация Т-38Ш комплектовалась стандартным прицелом ТМФП-1 для 20-мм автоматических танковых пушек.

Средства наблюдения на Т-38 были примитивны и представляли собой простые смотровые щели, закрытые с внутренней стороны сменными защитными стёклами. Четыре таких смотровых щели, в бортах, корме и лбу башни имел командир танка, механик-водитель располагал двумя — в крышке своего смотрового люка и в правом борту рубки. На походе в спокойной обстановке смотровой люк механика-водителя откидывался для обеспечения прямого обзора окружающей обстановки. Ввиду расположения механика-водителя по правому борту танка, значительная часть углового сектора по левому борту машины была для него ненаблюдаемой.

Электрооборудование
Электропроводка в танке Т-38 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 6 В) были генератор ГВФ-4106 с реле-регулятором ЦБ-4105 мощностью 60—80 Вт и аккумуляторная батарея марки 3СТ-85 общей ёмкостью 85 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

наружное и внутреннее освещение машины;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
наружный звуковой сигнал;
радиостанция на оснащённых ей танках;
электрика моторной группы — стартер МАФ-4001, катушка зажигания, распределитель, свечи и т. д.
Средства связи
На линейных танках средством двусторонней внутренней связи от командира к механику-водителю служило устройство «танкофон» (подвид переговорной трубы), средств внешней связи, за исключением флажков, не предусматривалось. На части командирских танков устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-1.

Машины на базе Т-38
СУ-45
СУ-45 — опытная противотанковая САУ на базе Т-38, вооружённая 45-мм пушкой 20-К. В 1936 году было изготовлено два прототипа СУ-45 различной конструкции. Первый из них имел массу 4,2 т и экипаж из трёх человек, второй — массу 3,4 т и экипаж из двух человек. На вооружение СУ-45 не принималась, так как испытания выявили перегруженность конструкции, низкие ходовые качества и невысокую надёжность самоходки.

ХТ-38
ХТ-38 (ОТ-38) — огнемётный танк на базе Т-38, оснащённый аналогичным с ХТ-37 оборудованием для дымопуска и огнеметания. В 1936 году из серийного Т-38 был переоборудован один прототип ХТ-38, который успешно прошёл испытания, но в серию не пошёл.

ТТ-38 и ТУ-38
ТТ-38 — телетанк на базе Т-38, состоявший из группы телетанка и танка управления ТУ-38. Оба танка группы были оснащены огнемётом КС-61Т и пулемётом ДТ, телетанк мог также нести подрывной заряд. ТТ-38 был разработан в 1939 году, но испытания комплекса продемонстрировали ряд недостатков, и в 1940 году работы по данным машинам были прекращены.

 

Литература: t-37-t-38-t-40 

 

 

информация взята из открытых источников сети интернет

tanky story