Средний танк Т-44

 

Советский средний танк Т-44 создали в 1943—1944 г. КБ Уралвагонзавода под руководством Морозова и предназначался для замены танка Т-34 как основного среднего танка Рабоче-крестьянской Красной армии. Хотя танк Т-44 имел значительные внешние сходства с Т-34-85, конструктивно он имел мало общего с ним и являлся представителем нового поколения танков, к нему относился и послевоенный танк Т-54.

Создание и производство среднего танка Т-44

Танк Т-44, несмотря на значительное внешнее сходство с танками Т-34-85, кардинально отличался габаритами, устройством и компоновкой. Поперечное расположение двигателя дало возможность сократить длину корпуса, снизить вес, а данная экономия была использована для усиления бронезащиты. Увеличили боевое отделение и улучшили условия работы экипажа. Монолитный лобовой лист был установлен под углом 60 градусов а боковые стенки корпуса – вертикальными. Так как была изменена компоновка удалось сместить башню к центру корпуса. Башня приобрела более обтекаемую форму с повышением её снарядостойкости. На освободившемся месте разместили люк механика-водителя, который на Т-34 устанавливался в лобовом листе. Значительно улучшили все механизмы и агрегаты танка. На катки нагрузка распределялась равномерно, это позволило увеличить толщину лобовой брони до 120 миллиметров.

На вооружение танк приняли в июле 44-го года, и до окончания ВОВ на перевезённом из Кирова заводе № 38 в Харькове было произведено 190 танков, которые не принимали участия в военных действиях.

Танк Т-44 выпускался до 1947 г. общее количество машин составило 1823 ед. Сразу после войны предприняли попытку модернизировать танк, за счет установки 100-миллиметровой пушки Л-1 и стальных противокумулятивных экранов, однако новая машина вышла переутяжелённой и не была принята на вооружение.

Двигатель среднего танка Т-44

Дизельный двигатель В-44 был оснащен улучшенной топливной аппаратурой, позволившей поднять мощность до 520 лошадиных сил при таком же объеме цилиндров, что и на двигателе В-34 – предшествующая модель. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, был установлен компактный маховик. Это позволило смонтировать дизель на жесткой, низкой, но при этом легкой моторной раме, в итоге высоту корпуса уменьшили на 300 миллиметров.

В 45-м г. разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.

Ходовая часть среднего танка Т-44

Ходовую часть танка составили пять обрезиненных опорных катков, ведущее колесо, колесо заднего расположения, имеющее пять роликов (гребневое зацепление), и направляющее колесо с натяжным механизмом. В ходовой части применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. Двигатель соединялся с пятиступенчатой КПП при помощи так называемой гитары – повышающим редуктором состоящим из трех цилиндрических шестерен, передаточное число – 0,7. Передачи и бортовые фрикциононы были позаимствованы у Т-34.

Эксплуатация среднего танка Т-44

В боях Великой Отечественной войны, по официальным сведениям, танку участвовать не довелось. Хотя в ряде описаний боевого пути 100-й танковой Ченстоховской бригады указывается, что в декабре 1944 — январе 1945 года ею было получено 60 танков Т-44. Что подразумевалось в историческом формуляре бригады под термином «Т-44» в то время, не до конца понятно.

По состоянию на ноябрь 1950 у Советской Армии на вооружении состояло 1725 Т-44.

В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.

В начале 1960-х годах танк был широко распространён в контингентах советских войск, дислоцированных на территории стран-участниц Организации Варшавского договора, где использовался для учебных целей, — в частности, для обучения танкистов стрельбе из 85-мм танковой пушки, боеприпасы к которой остались в большом количестве на складах, в то время как её планировалось списывать с вооружения.

Единственным вооружённым конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь»[16]. Кроме того, под конец своей службы им всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8 катков у «Тигра»). В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин» и «На дорогах войны», «Родная кровь», «Третья ракета», «Пядь земли», где он «играет» роль Т-34-85. Упоминается в цикле книг "Хранители Мультиверсума" как последний советский танк способный работать без электричества

Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове.

Опытные образцы на базе Т-44

Прототип T-44-122 и T-44-85
В конце зимы 1944 заводом № 183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый (Т-44-1 № 2\3, он же Т-44-122) был оснащён 122-мм орудием Д-25Т-44, а второй (Т-44-1 № 1, он же Т-44-85) — 85-мм орудием Д-5Т.

В обоих случаях был установлен двигатель В-2-ИС.

Также, было переработано и увеличено боевое отделение, но в случае с унитарными 122-мм снарядами, которых в боеукладке было 24 штуки, этого оказалось мало.

В серию ни один из опытных образцов не пошёл, в 1945 году начали выпускать Т-44 с 100-мм орудием Д-10Т.

Также в 1945 году разрабатывался проект Т-44Б со 100-мм пушкой ЛБ-1, противокумулятивными экранами и переделанной башней Т-44-100, который также не пошёл в серию

 

т-44-85 и т-44-122
т-44-85 и т-44-122

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-44:


Боевая масса - 31,8 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Длина с пушкой вперёд – 7650 мм;
Ширина корпуса – 3180 мм;
Высота – 2412 мм;
Клиренс – 425 мм;
Пушка:
Марка – ЗИС-С-53 образца 44 года;
Калибр – 85 миллиметров;
Пулемёты:
Марка – ДТМ;
Калибр – 7,62 миллиметров;
Количество – 2;
Двигатель:
Марка – В-44;
Тип – дизельный;
Мощность – 500 л. с.;
Скорость по шоссе – 51 км/ч;
Запас хода по шоссе – 300 км;
Препятствия:
Преодолеваемый подъём – 30 град.;
Преодолеваемая стенка – 750 мм;
Преодолеваемый ров – 2500 мм;
Преодолеваемый брод – 1300 мм.

 

Оценка защищённости


Оценка защищённости танка Т-44, проведённая в июле 1944 года на полигоне НИБТ ГБТУ КА калиберными бронебойными снарядами германских танковых пушек калибров 75 и 88 мм, показала, что:

Бронекорпус танка Т-44 практически не защищён против 88-мм бронебойных снарядов со всех дистанций действительного огня и недостаточно защищён против 75-мм бронебойных снарядов (только на дистанции свыше 1580 метров).
Наиболее слабым местом танка по снарядостойкости является башня, которая пробивается 75-мм бронебойными снарядами при любых курсовых углах танка и положениях башни с дистанции 1300 метров и ближе.
С учётом обозначившейся к концу 1940-х — началу 1950-х годов тенденции увеличения калибра танковых пушек свыше 88 мм (так, в США перспективным рассматривался калибр 90 мм, в СССР — 100 мм) принятый на Т-44 уровень бронирования не мог рассматриваться в качестве перспективного.

Данная оценка производилась для предсерийного экспериментального танка, который имел значительно более слабое бронирование, нежели танки, принятые на вооружение.

Эскизный проект среднего танка Т-44, ноябрь 1943 года.
Эскизный проект среднего танка Т-44, ноябрь 1943 года.
Поперечное расположение двигателя позволило существенно увеличить объём боевого отделения и сместить башню назад.
Поперечное расположение двигателя позволило существенно увеличить объём боевого отделения и сместить башню назад.

 

 

Первоначальный вариант боеукладки предполагал размещение всех патронов к Д-5Т в корпусе.
Первоначальный вариант боеукладки предполагал размещение всех патронов к Д-5Т в корпусе.
Наглядно видна разница в габаритах между Т-44, Т-34 и «Пантерой».
Наглядно видна разница в габаритах между Т-44, Т-34 и «Пантерой».

 

Продольный разрез машины, доработанный проект
Продольный разрез машины, доработанный проект
Корпус опытного Т-44
Корпус опытного Т-44
Опытный корпус с выступающей будкой механика-водителя.
Опытный корпус с выступающей будкой механика-водителя.
Моторно-трансмиссионное отделение.
Моторно-трансмиссионное отделение.
Опытный образец   орудие Д-25Т с унитарным заряжанием.
Опытный образец орудие Д-25Т с унитарным заряжанием.
Место механика-водителя.
Место механика-водителя.
передняя укладка.
передняя укладка.
Схема трансмиссии
Схема трансмиссии

 


информация взята из открытых источников сети интернет

tanky story