Vickers Medium Mark I (с англ. Виккерс, средний, модель I) — британский средний танк 1920-х годов. Создан в 1922 - 1923 годах фирмой "Виккерс".

Vickers Medium Mark I 

Vickers Medium Mark I

История создания


Склонность британских чиновников из военных ведомств к "ромбовидными" танками с гусеницами полностью охватывающими корпус, крепко засела в их умах и не давала покоя вплоть до появления TOG, который в итоге положил конец истории машин этого типа. В первую очередь они нравились своей хорошей проходимостью и способностью без труда преодолевать "лунный ландшафт", однако минусов у них оказалось намного больше. Большие габариты, неповоротливость и крайне низкая защищенность гусеничных цепей делали эти танки хорошими мишенями на поле боя, что было неоднократно доказано немецкими артиллеристами и пехотинцами. Тем не менее, даже после завершения войны в Великобритании работы в данном направлении продолжались.

18-pdr Transporter. Его база была использована при создании нового танка

18-pdr Transporter. Его база была использована при создании нового танка

В 1919 г. прошла вполне ожидаемая реорганизация танковых сил, после которой в Королевском Танковом Корпусе (КТК) осталось всего пять батальонов, оснащенных средними танками Mark V и легкими Mark B. Остальные машины отправили в резерв или перевели в разряд учебных. В первые послевоенные годы из бюджета всё ещё выделялись немаленькие суммы на разработку новых машин, но большая их часть ушла на не оправдавший надежд Mark D, испытания которого завершили в 1921 г. Спустя два года Департамент Разработки Танков (Tank Design Department, TDD), занимавшейся проектированием новых машин для нужд КТК был вообще закрыт, что окончательно прервало государственную поддержку направленную на создание танков. Однако, как можно догадаться, "свято место пусто не бывает".

Ещё в 1920 г. британская пехота выразила желание приобрести легкий танк под первоначальным обозначением Mk.D, обладавший проходимостью Mark V и маневренностью Mark A "Whippet". Такая машина была в 1921 г. была спроектирована фирмой Vickers-Armstrong (в то время — одного из основных поставщиков вооружения для армии) и получила соответствующее название Vickers Light Tank (иногда его называют Vickers Light Tank D). Данный танк сохранил ромбовидную схему, но получил сферическую башню с круговым вращением и, что немаловажно, обладал предельно малыми размерами. Испытания Vickers Light Tank прошли вполне успешно — по крайней мере, по основным показателям, Mark D превосходил Mark C, но в 1922 г. все силы были брошены на более современный проект, получивший название Vickers Light Tank Mk.I, которое в 1924 г. заменили на Vickers Medium Tank Mk.I. На фирме этот танк проходил под индексом А2Е1.

Техническое задание, выдвинутое в 1922 г. армейским штабом, предусматривало создание среднего танка массой около 12 тонн, вооруженного 47-мм пушкой и бронированием, способным выдерживать обстрел из крупнокалиберных пуль. Планировалось, что в ближайшие годы такой танк полностью заменит собой морально устаревшие Medium Mark C и станет основой сил Королевского Танкового Корпуса.

 

 

Тестирование Medium Tank Mk.IA на опрокидывание.

Vickers Medium Mark I — первый британский серийный танк с размещением вооружения в башне кругового вращения. Mk.I серийно производился с 1923 по 1925 год, после чего был заменён на сборочных линиях разработанным на его основе танком Medium Mark II. Точное количество выпущенных машин неизвестно, однако, по имеющимся данным, всего было выпущено 168 танков типа Mark I и Mark II, большую часть из которых составили Mk.II. Таким образом, можно предполагать, что количество выпущенных танков Mark I составляет несколько десятков штук (вероятно, около 50). Танки Mark I состояли на вооружении Королевских танковых войск Великобритании с 1924 года.

Опытный образец Medium Tank Mk.I после переделки его в колёсно-гусеничный.

Опытный образец Medium Tank Mk.I после переделки его в колёсно-гусеничный.

Последние танки этого типа были сняты с вооружения Великобритании в 1938 году.

Комиссия Военного министерства осматривает Medium Tank Mk.I.

Комиссия Военного министерства осматривает Medium Tank Mk.I.

 

Описание конструкции


По мнению генерал-майора Н.В.Данкана (N.W.Dunkan), принимавшего участие в приёмке танков Mk.I и следивших за их эксплуатацией, подобные технические решения были безусловным шагом назад, оставлявших Великобританию на уровне машин Первой Мировой войны.

Корпус и бронирование

Устройство Medium Tank Mk.I, иллюстрация из руководства по эксплуатации

Устройство Medium Tank Mk.I, иллюстрация из руководства по эксплуатации


Корпус танка Medium Tank Mk.I имел металлический каркас, который обшивался бронелистами одинаковой толщины методом клепки. Толщина катаных бронелистов составляла всего 6,35 мм (четверть дюйма). При этом коробкообразная форма корпуса с вертикальными бортовыми и задней стенками не способствовала лучшей защите. Такое бронирование могло спасти экипаж, узлы и агрегаты танка лишь от легкого стрелкового оружия и не выстояло бы под обстрелом бронированными пулями и огнем артиллерии противника. Для примера круговое бронирование танка Renault FT-17 составляло 16 мм, что обеспечивало надежную защиту от любых пуль винтовочного калибра.

Medium Tank Mk.I во дворе Vickers, 1923 год.

Medium Tank Mk.I во дворе Vickers, 1923 год.

В передней части корпуса танка с правой стороны находилось отделение управления с местом механика-водителя, над местом механика-водителя располагался специальный бронеколпак цилиндрической формы. С левой стороны от мехвода располагалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). За механиком-водителем находилось боевое отделение с башней кругового вращения. Башня танка обладала цилиндрической формой со скосами крыши по бортам. Для наблюдения за местностью экипаж танка должен был использовать смотровые щели.

 
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса 6,35 мм
Борт корпуса 6,35 мм
Корма корпуса 6,35 мм
Днище 6,35 мм
Крыша корпуса 6,35 мм
Лоб башни 6,35 мм
Борт башни 6,35 мм
Корма башни 6,35 мм
Корма башни 6,35 мм

Экипаж боевой машины состоял из 5 человек: механик-водитель, командир, заряжающий и два пулеметчика. В расположении командира танка имелся также перископический панорамный прицел. Посадка и высадка из танка членов экипажа осуществлялась из двух люков по бортам боевой машины и кормовой двери, которая была дверью в прямом смысле этого слова. Также в крыше башни имелся большой двустворчатый люк, свой люк был и у механика-водителя. Высота танка превышала 2,8 метра. Это было вызвано передним расположение моторно-трансмиссионного отделения. В то же время большая высота корпуса позволила сделать работу экипажа более комфортной.

Танковая башня стала продуктом дальнейшей эволюции башни ранее представленного танка Vickers Infantry Tank No.1. Башня также каталась по погону на 3-х больших роликах, которые были установлены с внешней стороны. При этом инженеры компании отказались от сложной сферической формы, сделав башню больше похожей на ту, что устанавливались на бронеавтомобили Rolls-Royce.

 

Вооружение


В башне кругового вращения устанавливались 47-мм пушка QF 3-pdr Gun Mk. I с длиной ствола 50 калибров и сразу 4 пулемета Hotchkiss Mle 1919 (3 по периметру башни и еще один зенитный). С учетом того, что в башне находилось всего 2 члена экипажа, такое число пулеметов выглядит как минимум странным. Но еще более странным является то, что в бортах корпуса были размещены еще 2 пулемета, на этот раз производства компании Vickers. Для каких целей на танк понадобилось ставить пулеметы двух разных фирм, является загадкой.

Интересно и то, что в боекомплекте британской 47-мм пушки не было осколочно-фугасных снарядов.

Двигатель и трансмиссия
На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л. с., располагавшийся слева от водителя. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП и многодисковое сцепление без синхронизаторов. При движении танка к шуму двигателя прибавлялся ещё и треск переключаемых передач, в сумме создававших впечатление, что трансмиссия вот-вот развалится.

Топливная система также не отличалась новизной. Запас бензина находился в двух топливных баках, располагавшихся сверху в передней части корпуса. От них горючее поступало в промежуточный бак и уже оттуда, самотеком, к двигателю. Для смазки и охлаждения силовой установки был разработан 4-галлонный бак, в котором находился весь запас масла. Впрочем, очень скоро выяснилось, что текущий расход и утечка масла слишком велики, поэтому серийные танки оснащались уже 13,5-галонным баком.

 

Ходовая часть


Ходовая часть танка осталась многоколесной. Она состояла из 10 опорных и 2 "независимых" катков, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Коробкообразный корпус танка собирался из катаных бронелистов толщиной 6,5 мм при помощи клёпки, причем бортовые и задняя панели были вертикальными, что только ухудшало их пулестойкость. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам. Бронирование в лобовой части было доведено до 12 мм. Такая защита спасала экипаж и агрегаты танка только от мелкокалиберных пуль, и была совершенно не эффективно против огня даже легкой артиллерии или бронебойных патронов.

 

Испытания


На испытаниях, проходивших в 1923-1924 гг., танк Mark I показал сопоставимые с Mark V ходовые характеристики, при несколько лучшей маневренности. Его максимальная скорость составила 15 миль в час (24 км/ч), а запас хода приближался к 200 милям (322 км). На основании этого был сделан вывод, что танк пригоден к серийному производству. В том же году Mark I был принят на вооружение КТК и построен в количестве 30 экземпляров.

Тестирование Medium Tank Mk.IA на опрокидывание.

Тестирование Medium Tank Mk.IA на опрокидывание.

 

Боевое применение


Начавшаяся в войсках эксплуатация танков сразу выявила многочисленные технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью. На марше слишком часто выходили из строя опорные катки, так что экипажам Mark I приходилось запасаться впрок и этими деталями, а весь путь от полигона до танковых боксов был усеян выброшенными колесами. Кстати, ремонт ходовой части в полевых условиях оказался очень нелегким делом, поэтому зачастую с танков снимали бронещиты, закрывавшие наружные элементы подвески и трансмиссии. В связи с этим на всех 80 Mark I и Mark IA была произведена замена на опорные катки улучшенной конструкции.

 

Medium Tank Mk.IA* на учениях в Фарнборо, 1935 год.

Medium Tank Mk.IA* на учениях в Фарнборо, 1935 год.

Карьера танков Medium Mark I в составе британской армии оказалась очень скоротечной. Начиная с 1926 года их начали постепенно заменять на более новые Medium Tank Mark II, однако все танки этого типа были выведены из эксплуатации только к 1938 г. Несколько машин также было отправлено в колониальные владения, хотя точное количество "экспортных" Medium Tank Mark I ещё предстоит установить. Как это ни странно, но именно "ссылка" в отдаленные владения Великобритании позволила сохранить это редкий образец техники межвоенного периода. По всей видимости, единственный доживший до нашего времени Medium Tank Mark I сейчас находится в Special Services Batallion Museum (г.Бломфонтейн, ЮАР).

 

Модификации


Medium Mark I — базовая модификация.
Medium Mark IA — улучшенная модификация, со слегка увеличенной толщиной брони (до 8 мм в вертикальных деталях) и рядом других небольших изменений (несколько изменённая форма капота водителя, кормовой части башни и т. д.).
Medium Mark IA* — модификация с заменой двух башенных пулемётов одним спаренным с орудием пулемётом "Виккерс", а также с новой поворотной командирской башенкой (прозванной в войсках "епископской митрой").
Medium Mark I CS и Medium Mark IA CS — "танк непосредственной поддержки пехоты" с заменой 47-мм пушки на 95-мм танковую гаубицу, на базе танков Mark I и Mark IA, соответственно.
Light Mark I Special (L) India — вариант для использования в Индии, с вооружением башни только из четырёх пулемётов "Гочкисс". В отличие от других модификаций, не был переклассифицирован в средний танк.
Medium Mark I Wheel-and-Track — опытный колёсно-гусеничный танк, разработанный в 1926 году для повышения мобильности войск. Для обеспечения колёсного хода танк снабжался двумя парами крупных колёс в лобовой и кормовой частях танка. Переход с гусеничного на колёсный ход осуществлялся путём подъёма танка на домкратах и опускания колёс ниже уровня гусениц. Передняя колёсная пара была управляемой. Также машина оборудовалась несколько видоизменённым капотомводителя. Подобным образом был переделан и испытан один танк Mk.I, однако после неудовлетворительных испытаний его снова переделали в линейный.
Medium Mark I с дизельным двигателем — на одном из танков был установлен дизельный двигатель "Рикардо" мощностью 90 л. с и дополнительный вентилятор системы охлаждения.

Medium Tank Mk.I с серийным номером T.7, на который был установлен двигатель Ricardo C1

Medium Tank Mk.I с серийным номером T.7, на который был установлен двигатель Ricardo C1

 

 

информация взята из открытых источников сети интернет

 

tanky story